суббота, 10 сентября 2011 г.

Возможности социальных сетей в обучении иностранным языкам

    Возможности ресурсов социальных сетей в обучении ИЯ

Проанализируйте и оцените учебные ресурсы второго поколения (Web 2.0 resources), размещенные на  сайте доктора пед.наук, профессора МГУ С.В.Титовой
 http://titova.ffl.msu.ru/for-teachers/web-20-tools.html

Познакомьтесь с  содержанием ресурсов для учителя и студента. В своих блогах 
приведите примеры возможного использования социальных сетей в школьном курсе
 ИЯ.

С другими возможностями обучения в сети Интернет вы можете познакомиться
на сайте www.e-learningpro.ru . e-Learning PRO объединяет профессионалов,
которые работают в области дистанционного обучения и хотят развивать это
направление в России.


Ниже приведены выдержки из статьи С.В. Титовой "Использование социальных сетей в обучении
иност
ранным языкам", размщенной на сайте http://titova.ffl.msu.ru/for-teachers

      Современная концепция высшего образования состоит в переходе от знаниевого к компетентностно-ориентированному подходу. Целью информационной среде, умение искать, отбирать и критически анализировать ресурсы Интернета, умение общаться с помощью  современных средств коммуникации (информационно-образовательная). Изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании умений самостоятельно извлекать знания, а также на необходимости развития критического мышления  обучающегося, его автономии. Появляются как новые формы учебной деятельности (слайд-лекции, семинарские занятия, основанные на динамической презентации материала), так и новые типы заданий и упражнений: учебно-тренинговые задания; слайд-презентации; поисковые задания; специально ориентированные коммуникативные задания; веб-проекты. Что касается учебного взаимодействия, то оно не изменяется коренным образом, а скорее обогащается благодаря возникновению новых контуров  общения, одним из которых является «преподаватель – ИКТ – студент», т.е. благодаря возникновению так называемой компьютерно-опосредованной учебной коммуникации.
Именно поэтому интеграция социальных сетей и сервисов Веб 2.0* в преподавание иностранных языков – это не дать моде, это сегодня насущная необходимость для преподавателей, которые стремятся оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучающихся. Каковы же особенности этих принципиально новых программных продуктов?
 В числе основных характеристик Bеб 2.0 обычно указывается ориентация на создание контента и его классификацию силами не персонала сайтов, а самими пользователями Интернета, что приводит к радикальной децентрализации в сочетании с безграничным доверием, которое получают пользователи, поскольку сервисы Веб 2.0. - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповое взаимодействие. Но именно ориентация на коллективное вместо профессионального наполнения Сети вызывает у многих недоверие. Особенно жесткой критике подвергается сейчас Википедия (wikipedia), которая, как известно, является любимым и часто посещаемым справочным сайтом студентами всего мира.
 Во-вторых, новые веб-сервисы превратились из хранилища информации в удобную платформу, то есть в средство для решения целого ряда новых задач. Веб 2.0 – это не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента. Суть Веб 2.0. в том, как он конвертирует вводимую информацию благодаря ряду механизмов (образование новых комбинация, совместную фильтрацию, структуры, синдикацию) в нечто качественно новое, что представляет ценность для всего сообщества (Dowson, 2007). Существующие на сегодняшний момент социальные технологии позволяют создавать контент любого вида, с помощью них можно:
·       общаться между собой, записывать мысли и комментарии (livejournal.com, blogger.com);
·       создавать народные энциклопедии с помощью технологии wiki-wiki (Wikipedia.org, Letopisi.ru);
·       размещать фотографии, таблицы, графики (flickr.com, fotki.ru);
·       публиковать видеоматериалы (Уoutube.com, video.mail.ru),  презентации (slide.com, SlideShare.com);
·       размещать коллекции закладок-ссылок  (Del.icio.uswww.bobrdobr.ru)
·       обмениваться сообщениями (Skype, Messenger)
В-третьих, социальные сервисы открыли совершенно новые возможности общения для участников сети, т.е. появилась возможность создания виртуальной личности участника сети и гибкого управления ею. Причем сервисы Веб 2.0. “поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ – они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу вверх благодаря усилиям множества формально независимых участников” (Патаракин, 2007).  Центральным элементом любой социальной сети являются пользователи. В "классическом" Интернете основой является информация или контент, расположенный на тысячах разных сайтов, вокруг которого и "вращаются" все пользователи. Сегодня, когда насыщение информационного поля является достаточным, если не избыточным, на первый план выходят интересы пользователя.
Классический
,Интернет на данный момент удовлетворяет потребность в информации только за счет глобальных поисковых систем и большого количества разрозненных сайтов и порталов. Возможность общения и самовыражения существуют в Интернете лишь для интересов вроде романтических знакомств или тематически узких сообществ профессионалов в той или иной области. Таким образом, основными характеристиками Веб 2.0, которые отличают его от классического Интернета, являются
креативность, доступность, социальность, открытость, личностная ориентированность или идентичность.



Росс Досон (Dawson, 2007) представил Веб 2.0. в виде схемы, согласно которой он имеет семь основных характеристик: участие, стандарты, децентрализация, открытость модульная структура, контроль со стороны пользователей и идентичность.  Слайд


Одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях является блог или веблог. Под этим словом скрывается сервис, позволяющий вести личный дневник, записи в котором располагаются в обратной хронологической последовательности. Пользователи имеют возможность с помощью электронного журнала создать свой образ целостной личности -  с ее портретом, интересами, склонностями и привычками, они также могут выстраивать свою иерархию общения в отличие от обычного Интернет-форума: близкий друг, родственник, знакомый или кто-то еще. В результате в социальных сетях выстраиваются так называемые круги - круг друзей, круг коллег по цеху, круг одноклассников и т.д. Сегодня наиболее популярными  программными средами для англоязычных блогов являются: blogger.com;  Livejournal.com; blogspot.com.
Веблог отличается от классического сайта прежде всего простотой создания, поскольку от пользователя не требуются знания по HTML-верстке, по дизайну, знания в области сетевого маркетинга для продвижения сайта. В веблог очень легко вносить коррекции даже посредством мобильных видов связи, а также добавлять новые модули благодаря философии “open source”. Согласно Стиву Ли (Lee, Berry, 2006), появление технологий Веб 2.0. позволило «переместить акцент с технологий и медиа на общение и сотрудничество, что само по себе и является целью образования». 
В своем личном дневнике можно создать настоящую виртуальную библиотеку-справочник, так как данная программная платформа позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, классифицировать различную по виду и содержанию информацию благодаря система рубрикации при помощи тэгов, RSS-потокам, ленте новостей и др. Поскольку блог является личным пространством общения в отличие от форумов, чатов, конференций и т.д. Пользователь может сам создать свой круг общения и администрировать процесс коммуникации, что очень важно для организации учебной дискуссии по какому-либо вопросу.
Таким образом, веблог – это та социальная сеть, которая наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях, поскольку она позволяет хранить и классифицировать необходимую и избыточную учебную информацию в любом виде  (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов, контролировать усвоение учебной информации посредством он-лайн тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др. Например, посредством сервиса del.ici.ous., предназначенного для хранения закладок на веб-страницах, студенты могут создавать веблиографию по своей теме исследования. Отличие от обычной веблиографии состоит в том, что каждая закладка должна быть помечена особыми тегами с комментариями, такие закладки можно добавлять и пользоваться ими с любого компьютера. Такая форма работы особенно важна при создании проектных групповых работ, когда преподаватель должен оценивать вклад в проект каждого участника группы.
Учебный веблог – это  также инструмент эффективной организации  и систематизации учебного процесса. В условиях избытка информации обучающемуся очень важно построить вокруг себя некую "социальную сеть", которая бы в нужный момент предоставляла доступ к нужным ресурсам - включая не только данные, но и контакты с другими людьми. В процессе использования веблога как инструмента организации учебного процесс обучающиеся развивают навыки поиска, анализа и критической оценки информации, работы с информационными потоками в Сети, работы в группе и самостоятельной работы, навыки аналитической работы, а также, что особенно важно для изучающих иностранные языки, развивается коммуникативная компетенция посредством активного участия членов учебного сообщества в обсуждениях. На каждое сообщение преподавателя или члена учебной группы пишется множество комментариев. В этом плане комментируемый или открытый блог очень похож на форум, именно в комментариях происходит общение между участниками учебного сообщества. Именно в процессе неформального общения преподавателя и студентов, готовых  критиковать и видоизменять гипотезы, высказывать свое собственное мнение по той или иной проблеме, происходит также  развитие навыков критического мышления. Преподавателю удается посредством данной программной платформы “погрузить” членов учебной группы в критические дискуссии, продемонстрировать им, что приобретать знания и определенные навыки и умения можно, не только просто запоминая изложенную информацию, а гораздо важнее “добыть” ее самим  в результате поиска ответа на вопрос, обсуждения и критической  оценки выдвинутых предположений, анализа и систематизации правильных и неправильных решений. Модернизация форм педагогического контроля стимулирует обучающегося к самооцениванию, сравнению полученных результатов с прогнозируемыми с последующей самокорекцией.
Блоги в преподавании используются достаточно успешно уже на протяжении последних 7-8* лет, поэтому существует несколько типологий учебных веблогов, созданных зарубежными и российскими учеными и преподавателями. Так, Аарон Кампбелл основывает свою классификации на авторстве и выделяет: блог преподавателя, который используется как для публикации учебных программ и методических разработок, так и для общения с коллегами; блог студента, который обычно инициируется преподавателем и служит для выполнения каких-либо конкретных заданий или задания. На сегодняшний момент на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ блог студентов применяется как электронный портфолио, позволяющий студентам накапливать материал для осуществления долгосрочных веб-проектов, а преподавателю мотивировать и контролировать процесс работы над проектом, вносить коррективы в распределение обязанностей студентов и т.д. Следующим видом является коллективный блог курса, в котором публикуется программа курса и задания, даются необходимые учебные ссылки, обсуждаются учебные проблемы в течение всего периода обучения, т.е. контент создается как преподавателем, так и обучающимися. Это сегодня наиболее часто применяемый вид блога в преподавании иностранных языков.
По степени использования элементов мультимедиа обычно выделяют текстовый блог, подкасты (звуковые записи в виде МР3-файлов), видеоблоги, мультимедийные блоги. Преподаватели, которые только осваивают данную технологию, обычно начинают с текстовых блогов. Сейчас достаточно сложно найти блог, основанный только на текстовой презентации информации, в большинство учебных блогов инкорпорированы видео/аудио сервисы, слайд-презентации, изображения, RSS-синдикация и т.д. В Интернете в свободном доступе существует большое количество англоязычных подкастов, созданных преподавателями английского языка и ориентированных на различные цели обучения и уровни владения языком. Например, Speaking English Podcast http://critic.typepad.com/speakingenglishpodcast/ для тренировки произношения, Just Vocabulary  http://www.justvocabulary.com для расширения лексического запаса, English Grammar Help Podcast http://www.eslhelpdesk.com/index.html для усвоения грамматики английского языка; ESL TALK http://www.eslteachertalk.com предназначен для преподавателей, можно найти методические и учебные материалы, получить совет и помощь,  The Teaching American History Podcast http://www.teachingamericanhistory.org/podcasts/ представляет собой коллекцию лекций и семинаров по американской истории, созданную в университете Эшлан, Огайо (Ashland University, Ohio).
По предоставлению права участвовать в учебных дискуссиях или публиковать свои посты различаю открытые и закрытые блоги. Преимуществом блог-технологий является то, что преподаватель может сам решать, кому давать доступ к блогу. Общеизвестно, что открытость (технологическая и идеологическая) является основной чертой технологий Веб 2.0, но использование блога для дидактических целей диктует особые условия, которые определяются уровнем владения языком, сложностью обсуждаемой проблемы, целями конкретного курса, временными рамками, особенностями учебной компьютерно-опосредованной коммуникации и т.д.  Вне всякого сомнения, блоги, целью которых является, например, развитие межкультурной компетенции, должны быть открытыми, поскольку только такой блог позволит студентам и преподавателям общаться с различными представителями другой культуры, развивать социолингвистическую и дикурсивную компетенции.
По степени интегрированности в учебный процесс можно выделить основной или коллективный учебный блог, основанный на каком-либо учебном курсе, поддерживающий блог студента/ов или преподавателя, который создается для выполнения какого-то задания или проведения дискуссии по конкретной проблеме.
Учебный закрытый блог на blogger.com успешно используется автором в специализированном курсе, посвященном вопросам социально-политического устройства современного американского общества, для студентов 4 курса отделения регионоведения и международных отношений. Первоначально веблог “Government, Democracy and Society” на английском языке был использован для систематизации и организации учебного материала: была создана веблиография и библиография курса, опубликована программа курса, которая достаточно часто корректируется в ходе учебной работы, опубликованы PowerPoint презентации по курсу. Позже возникла идея использовать блог для контроля усвоения пройденного материала: студентам предлагалось выполнять текущие тесты, проблемные задания (case study, stimulation) по пройденным темам, поисковые задания с указанием необходимых  веб-ресурсов для сбора и анализа информации. Причем данные задания, выполняемые студентами регулярно комментируются как преподавателем, так и другими членами группы, что стимулирует создание атмосферы неформального учебного общения. Как оказалось, именно это виртуальное общение в рамках заданной темы особенно нравится студентам, являясь мощным мотивационным моментом в учебной деятельности такого рода. Сейчас в блог интегрированы видеофайлы из коллекции Youtube, посвященные первичным выборам кандидатов от двух партий США, подкасты из коллекции публичных лекций, проводимых в университете Принстон (CША), графические изображения и таблицы с сайта социологических исследований American Census Bureau.
Таким образом, преимущества интеграции блог-технологий в учебный процесс состоят в следующем:
·       данные технологии в силу своих дидактических свойств позволяют создавать учебную среду, которая строится вокруг обучающихся, и позволяет учитывать возможности и индивидуальные особенности каждого участника учебного процесса;
·       обмениваясь комментариями и публикуя свои посты студенты не только развивают навыки электронного дискурса (т.е. умение правильно инициировать обсуждение, знание нетикета общения в Сети и т.д.), но и создают особое виртуальное учебное сообщество между обучающимися и преподавателем;
·       открытый блог расширяет рамки традиционной учебной аудитории, кардинально меняя традиционную роль преподавателя, т.к. рецензентами работ студентов могут стать не только преподаватели, но их сверстники из других стран, носители языка;
·       блог-технологии способствуют организации автономной работы студентов, что особенно важно в свете подписания Болонского соглашения и перехода российской высшей школы на систему бакалавриата и магистратуры;  
·       личный блог студента является своего рода и дидактическим и психологическим инструментом, поскольку он помогает застенчивым студентам высказаться и быть услышанными, проявить себя.
Что касается перспектив использования сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков, они будут применяться как удобная программная платформа не только для эффективной организации  и систематизации учебного процесса внутри одного учебного курса, но для организации учебного взаимодействия, как между участниками данной группы, так и с другими участниками образовательного процесса из различных высших учебных заведений мира. Иными словами, будет активно использоваться социальная составляющая, позволяющая пользователям легко общаться и обмениваться любой информацией с внешним миром.
Использование открытых учебных блогов в процессе изучения иностранных языков приведет к созданию особой обучающей блогосферы, в которой все участники образовательного процесса смогут общаться, совместно создавать учебную базу данных, обмениваться идеями, контролировать учебный процесс, получать помощь от носителей языка и т.д. Причем самое ценное преимущество использование именно социальных сетей состоит в том, что все это можно будет делать на одной программной платформе, не прибегая к другим Интернет-технологиям, так как  в отличие от Веб 1.0, структура которого представляла собой множество отдельных, взаимно не связанных, сайтов, Веб 2.0 ориентируется на создание особой виртуальной среды - блогосферы.
В настоящее время некоторые американские университеты видят в блогах инструмент для создания открытого образовательного пространства для преподавателей и студентов. В частности, в 2003 году в Гарвардском университете был запущен проект по созданию подобной блогосферы, такая же попытка была сделана в Принстонском университете*, где блоги используются как для учебных, так и для профессиональных целей.
Мне хотелось бы закончить словами Китайгородской Г.А., которая говорила, что «насколько быстро будет происходить вытеснение одних форм обучения другими, более прогрессивными, зависит во многом от того, насколько широкий круг преподавателей воспримет новые методы и начнет их использовать». Я надеюсь, что эта конференция послужит толчком к эффективному, плодотворному, а главное целесообразному использованию преподавателями компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам.



Веблиография
1.     Campbell, A. P. (2004). Using Livejournal for authentic communication in EFL classes        //The Internet TESL Journal, 10(9). http://iteslj.org/Techniques/Campbell-LiveJournal
2.     Campbell, A.P. (2003). Weblogs for use with ESL classes //The Internet TESL Journal,        9(2).  http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html  
4.     Efimova, L., & de Moor, A. Beyond personal webpublishing: An exploratory study of conversational blogging practices. Proceedings of the Hawaii International Conference on System Sciences, IEEE Computer Society Press, 3-6 January 2005. https://doc.telin.nl/dscgi/ds.py/Get/File-44480.
5.     Fellner, T., & Apple, M. (2006). Developing writing fluency and lexical complexity with          blogs//The JALT CALL Journal, 2(1), 15-26.           http://jaltcall.org/journal/articles/2_1_Fellner.pdf 
6.     Ferdig R., Trammell K. (2004). Content Delivery in the 'Blogosphere// «T.H.E. Journal»,         February 2004.  http://www.thejournal.com/articles/16626
7.     Godwin-Jones B. (2003). Blogs and Wikis: Environments for Online          Collaboration//Language Learning and Technology, № 7(2), p.12-16           http://llt.msu.edu/vol7num2/emerging/default.html 
8.     Lee, S., Berry M. (2006) Effective E-Learning through Collaboration//Coming of Age: Introduction to the new world wide web (ed. T.Freedman). pp.20-24.    http://www.terry-freedman.org.uk/db/web2/
9.     McDowell, D. (2004). Blogging in the K12 classroom. In B. Hoffman (Ed.),          Encyclopedia of Educational Technology.          http://coe.sdsu.edu/eet/articles/bloggingtech/start.htm

10.  O'Reilly, Tim. (2005). What Is Web 2.0? Design patterns and business models for the next generation of software. http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html
11.  Патаракин Е.Д. (2007). Социальные сервисы Веб 2.0. в помощь учителю. – М.:Интуит.ру, 2007. 


Коллекция подкастов для преподавателей английского языка:
·       Speaking English Podcast http://critic.typepad.com/speakingenglishpodcast/ для тренировки произношения,
·       Just Vocabulary  http://www.justvocabulary.com для расширения лексического запаса,
·       English Grammar Help Podcast http://www.eslhelpdesk.com/index.html для усвоения грамматики английского языка;
·       ESL TALK http://www.eslteachertalk.com предназначен для преподавателей, можно найти методические и учебные материалы, получить совет и помощь
·       The Teaching American History Podcast http://www.teachingamericanhistory.org/podcasts/
·       Princeton University Podcasts : http://www.princeton.edu/newmedia/podcast/2006.xml






* Сам термин Bеб 2.0” был придуман и введен Тимом О’ Рейли в статье What is Web 2.0?”, опубликованной в 2005 году в журнале “Компьютера”.
* Первая программа для блогов Livejornal.com  была написана и запущена американским программистом Б. Фитцпатриком в 1999 году
* В Принстонском университете создана самая лучшая на сегодняшний момент коллекция подкастов для изучающих английский язык и американскую культуру  http://www.princeton.edu/newmedia/podcast/2006.xml

Комментариев нет:

Отправить комментарий